Руководство БФ «Народное Единство» приняло участие в освящении Надвратной иконы Спаса и Богородицы Московского Кремля

В Кремль вернули утраченные ровно сто лет назад реликвии.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к киоту на Спасской башне Кремля, окропил образ Спаса Нерукотворного святой водой и прочитал молитву. Уже через минуты после возвращения предстоятеля Русской церкви на землю (это не фигура речи: Спасская башня — самая высокая из кремлевских, поэтому использовали спецподъемник), медиапространство взорвалось сообщениями. Преобладал, кстати, позитив: событие называли «историческим».

Освящать иконы — традиция с глубоким философским погружением. Но что сакрального произошло в понедельник? Для понимания, нужно совершить небольшой исторический экскурс. «Началось все 15 лет назад, когда епископ Женевский и Западноевропейский Михаил рассказал нам, что есть предание о том, что в проездных башнях Кремля сохранились иконы, — говорит директор Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев. — Это была легенда, которую передавали потомкам «белые офицеры». Мы провели исследования и установили, что в двух киотах сохранились замурованные иконы: на Никольской и Спасской башнях».

Которые фонд и явил миру в 2010 году. Остальным башням Кремля повезло меньше: их иконы варварски уничтожили.

«Воссоздавать иконы было сложно, ведь нечеткие черно-белые фотографии конца XIX — начала XX века не давали представления о деталях цветной иконы,- рассказывает Сергей Павицкий, бригадир художников-реставраторов. — Но мы справились, взяв за основу фрески из монастырей».

И на Спасской башне, и на всех остальных (всего воссоздали семь икон на пяти башнях Кремля) бригада из 10 художников сотворила иконы, которые достоверно воспроизводили исторические реликвии. Но при этом использовали современные технологии.

А не лучше ли было припасть к древним традициям? — наседали журналисты на реставратора. Оказалось — не лучше. То, что мы сегодня называем «древними традициями», наши предки именовали «немецкими методами». Упомянутая икона на Спасской башне была написана на дереве и сохраняла цвет только за счет постоянного «поновления», т.е. бесконечной реставрации. В этом плане чудес не бывает. А вот нынешняя икона — на латунной основе, краски и лаки — на акриловой основе. За счет чего она продержится, не теряя яркости, многие годы.

Впрочем, сегодня в нашей жизни осталось место чуду.

«Разве не чудо, что в Кремле, где 100 лет назад заседало безбожное правительство, освятили спасительный образ?» — риторически обратился к присутствующим патриарх Кирилл.